Областной фестиваль "Опыт +опыт = результат"
15 апреля 2016
Тема моего творческого отчета: «Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений»
В процессе развития ребёнка старшего дошкольного возраста происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир, отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Её необходимо развивать, знакомить детей с элементами техники выразительных движений в развитии эмоций, учить пониманию и сопереживанию чувствам другого человека, освоению навыков коммуникативного общения. Предложив, что формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным в процессе использования психологических игр и упражнений, была определена следующая цель:
Цель: создание условий для формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений.
Цель работы была конкретизирована в следующих задачах:
1) Проанализировать в научно – методической литературе теоретические подходы по проблеме формирования эмоциональной сферы, у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений.
2) Изучить эмоциональный фон у детей старшего дошкольного возраста.
3) Создать соответствующую требованиям предметно пространственную среду для формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Подобрать содержание программно – методического обеспечения для формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений.
4) Организовать целенаправленную педагогическую работу по формированию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений.
5) Внедрить практико-ориентированные методы взаимодействия с семьей по формированию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений.
Предполагаемые результаты:
1) Соответствующая требованиям предметно – пространственная среда по формированию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений.
2) Подбор содержания программно – методического обеспечения по формированию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений.
3) Повышение уровня развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4) Обобщение опыта работы с родителями по формированию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
В основу данной работы положены научные предпосылки, сформулированные в работах отечественных и зарубежных педагогов: Выготского Л.С., Запорожеца А.В., Кошелевой А.Д., Кулагиной И.Ю., Минаевой В.М., К. Роджерса., Цукермана Г.А., Амонашвили Ш.А., Гальперина П.Я., Талызиной Н.Ф., посвященные проблеме формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Данная работа по формированию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста проводилась в два этапа и состояла из констатирующей и формирующей части эксперимента. Задача констатирующего эксперимента изучить эмоциональный фон ребенка. Для этого применялись следующие методики:
- Методика В.М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний»
- Методика Г.В. Семененко коллективный рисунок «Наш дом»
- Методика Г.А. Урунтаевой «Изучение социальных эмоций».
По результатам констатирующего эксперимента по уровню развития эмоциональной сферы воспитанники распределились следующим образом:
Методика В.М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний» |
Методика Г.В. Семененко коллективный рисунок «Наш дом» |
Методика Г.А. Урунтаевой «Изучение социальных эмоций» |
||||||
Выс. |
Сред. |
Низ. |
Выс. |
Сред. |
Низ. |
Выс. |
Сред. |
Низ. |
2 чел |
7 чел |
6 чел |
3 чел |
6 чел |
6 чел |
2 чел |
8 чел |
5 чел |
13,3 % |
46,6 % |
40 % |
20 % |
40 % |
40 % |
13,3 % |
53,3% |
33,3 % |
На основании анализа результатов начальной диагностики были определены следующие приоритетные направления развивающей работы: формирование умения сравнивать эмоции, контролировать свои эмоциональные реакции, адекватно оценивать свою внешность, поддерживать положительную самооценку; уметь уступать в конфликтных ситуациях, вести доброжелательный диалог.
Формирующий эксперимент строился на основе следующего программного обеспечения:
Программы Воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
* Материалы некоторых разделов:
- Программы Хухлаевой. О.В. «Тропинка к своему я»;
- Программы Крюковой. С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
- Программы Кряжевой. Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»;
- Программы Корниленковой. Е.А. «Я учусь дружить»;
- Программы Щербаковой. А.В. «В мире эмоций».
В процессе работы в группе были созданы следующие организационно-педагогические условия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:
-Составление информационной копилки: (консультации для воспитателей, советы родителям, анкеты для родителей, консультация для родителей, презентация для воспитателей)
-Оборудование: Д/и «Знакомства с эмоциями», «Наши чувства и эмоции», «Определи настроение», «Пересказ по картинкам»
-Методическое и дидактическое обеспечение: «Сухой водопад» «Цветные ладошки» Куклы «Би-ба-бо» «Солнце настроения» «Оборудование для пискотерапии»
Для решения этой задачи мы придерживались идей некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка. Использовали рефлексивно – деятельностный подход, который позволял решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно – ориентированного подхода предполагал выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Принцип проведения занятий
- Системность подачи материала
- Наглядность обучения
- Цикличность построения занятия
- Доступность
- Проблемность
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- создание эмоционального настроя в группе
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей
- сообщение темы занятия
- выяснить исходный уровень знаний детей
- подача новой информации
- обработка полученных навыков на практике
- обобщение полученных знаний
- подведение итогов занятия
Занятия осуществлялись с подгруппой детей в количестве 8 – 15 человек.
1 раз в неделю по 25 – 30 мин.
С помощью следующих методов и приемов:
- эмоционально-символические методы;
- ролевые игры(групповое обсуждение различных чувств и эмоций);
- психогимнастические игры;
- релаксационные методы;
- элементы изобразительной деятельности;
- ИКТ технологии;
- музыкальное сопровождение;
- коммуникативные упражнения.
Взаимодействие с родителями:
В рамках реализации данной задачи мы ориентировали родителей на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, проводилась следующая просветительская работа с родителями:
Рекомендации:
«Помните о чувствах вашего ребенка», «Дружеские отношения в семье»;
Консультации : «Как устранить конфликты в семье»; «Радость общения»;
Семинар – практикум: «Поговорим о чувствах», «Искусство понимания»,
«Ребенок с характером»;
Цикл тренингов: «Наше настроение»,
Презентации:
«Развитие и формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений»
«Семья и семейные ценности»
Беседы с родителями:
В процессе реализации поставленных задач было разработано и представлено коллегам содержание различных форм работы по формированию эмоциональной сфере детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений.
- Взаимосвязь воспитателя и родителя» Конкурсы: «Моя семья»; «Русская кухня»; Фотовыставка: «Наши семейные ценности»;
«Семейные ценности и традиции»
«Семейные реликвии»
«Наша дружная семья»
5. Презентация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников».
В ходе работы решены все поставленные задачи и достигнуты следующие результаты:
- Создана соответствующая требованиям предметно-пространственная развивающая среда для формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
- Подобрано содержание программно-методического обеспечения по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (методическая литература, перспективный план, опорные конспекты занятий, модель предметно-пространственной развивающей среды по данному направлению, картотека игр и упражнений.)
Экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы воспитанников привела к существенному повышению уровня данного показателя. После формирующего воздействия наблюдается положительная динамика показателей развития эмоциональной сферы воспитанников:
Методика В.М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний» |
Методика Г.В. Семененко коллективный рисунок «Наш дом» |
Методика Г.А. Урунтаевой «Изучение социальных эмоций» |
||||||
Выс. |
Сред. |
Низ. |
Выс. |
Сред. |
Низ. |
Выс. |
Сред. |
Низ. |
8 чел |
7 чел |
- |
10 чел |
5 чел |
- |
11 чел |
4 чел |
- |
53,3 % |
46,6 % |
% |
66,6 % |
33,3 % |
% |
73,3 % |
26,6% |
% |
Таким образом, поставленную цель – создание психолого-педагогических условий для формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе использования психологических игр и упражнений, можно считать достигнутой.
В результате своей работы я добилась позитивных результатов по развитию эмоциональной сферы детей, на что указывают данные мониторинга. Следовательно, специально организованные в системе занятия, работа с родителями и педагогами, оказывают эффективное влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада. Все это способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка и подготавливает к последующему обучению в школе.
Приучать дитя вникать в душевное состояние
других людей, ставить себя на место обиженного и
чувствовать, - значит дать ребенку всю
умственную возможность быть всегда
справедливым». К. Д. Ушинский.